Экскурсия в Клин |
|||
Клин - город на реке Сестре, возникший на месте славянского поселения как укрепленный пункт Владимиро-Суздальской Руси, известен с 1234 года. История города сохранилась в его архитектурных памятниках, среди которых восстановленный храм середины 16 века - Успенская церковь, монументальный Троицкий собор (1802 - 1836), Воскресенская церковь в стиле Барокко и столпообразная трехъярусная колокольня, построенные в 1712 г., белокаменная церковь Всех Скорбящих Радости. Правда, всего этого мы не увидели, потому что тема экскурсии была "Жизнь П. И. Чайковского в Клину". Город бережно хранит память о Петре Ильиче Чайковском, который провел здесь девять лет. В Клину сохранился дом композитора, в котором он поселился в мае 1892 года и из которого семнадцать месяцев спустя уехал в Петербург в свою последнюю концертную поездку. Вот уже сто лет этот дом известен всему миру как Дом-музей П. И. Чайковского в Клину. “Я к Клину сам не знаю, как ужасно привязался и не могу себя представить в другом месте”, — писал композитор. Поселиться в деревне, купить или снять под Москвой усадьбу было давнишней мечтой Чайковского. Частые концертные поездки за рубеж, где он мучительно тосковал по родине, обилие новых впечатлений, знакомств и параллельно работа над новыми сочинениями - все это звало его на лоно природы, заставляло мечтать о покое, тишине и уединении. Именно такие условия композитор нашел в Клину - небольшом уездном городке. Двухэтажный просторный дом, который Чайковский снимал у клинского мирового судьи В. С. Сахарова, находился в версте от города, в глубине небольшого старинного парка, расположенного вдоль Московско-Петербургского шоссе. Чайковский говорил: "Дом удобный, стоит прямо у шоссе, так что я могу осенью гулять, не запачкав ног". Окружающая природа с широкими, завораживающими глаз далями, с извилистой речкой Сестрой, с полями чередующимися с холмами и перелесками, а также сознание того, что “никто не придет, не помешает ни занятиям, ни чтению, ни прогулкам” способствовали интенсивности творчества. В клинском доме Чайковский закончил корректуры партитур оперы "Иоланта” и балета "Щелкунчик”, написал 18 пьес для фортепиано, соч. 72, вокальный квартет Ночь, шесть романсов, соч. 73 на слова Д. Ратгауза, Третий фортепианный концерт. Здесь им была создана и Шестая симфония, которую композитор считал "наилучшей и в особенности наиискреннейшей” из всех своих произведений. В клинском доме в распоряжении Чайковского были две большие комнаты: кабинет-гостиная и спальня. "Мне дома очень хорошо, и заниматься я нигде не могу с такими удобствами, как здесь", — писал он о своей жизни в Клину. П. И. Чайковский, безусловно, гений, но при этом он очень много работал. Он писал Надежде фон Мекк: "Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Оно является к тем, которые призывают его. Я пишу или по внутреннему побуждению, окрыляемый высшей и не поддающейся анализу силой вдохновения, или же просто работаю, призывая эту силу..." Чайковский - истинно русский композитор. Он говорил: "Я артист, который может и должен принести честь своей Родине." "Сколько было восторгу, и все это не мне, а голубушке России", - записал он в своем дневнике после одного из концертов в Праге. В доме сохранилась подлинная обстановка комнат, старый беккеровский рояль композитора (во время экскурсии мы даже услышали в записи его звучание), письменный стол, фотографии. Мы немного погуляли в парке, светило яркое солнце, и первый снег нежным пухом покрывал землю. Экскурсия продолжилась во флигеле с экспозицией, посвященной жизни и творчеству любимого ученика композитора С.И. Танеева и истории судьбы Демьяново. Там прозвучали волшебные звуки Вальса цветов. Кто хочет вспомнить биографию композитора - вот ссылка. |
Парадный подъезд |
||
|
|||
|
|||
Это письменный стол композитора. Но, сидя за ним, Петр Ильич писал не музыку, а только письма. Бывало, до двадцати за день. |
|||
|
|||
Назад | На главную |